Регистрация Вход

Мэрская программа Дмитрия Гудкова

Мэрская программа Дмитрия Гудкова

Москва – крупнейший город Европы. Это столица и главный символ нашей страны, место, в котором мы с вами живём. Мы, российские европейцы, гордимся каждым достижением нашего города и знаем все его проблемы. Поэтому мы чувствуем себя ответственными за будущее Москвы и призываем всех, кто думает так же, объединиться в поддержке программы перемен, призванной сделать наш город более современным, а его жителей – в полной мере свободными.

Выборы мэра столицы, назначенные на 9 сентября – рубежное событие для Москвы и России. Процесс превращения страны в современное цивилизованное общество, начатый здесь, в Москве, около тридцати лет назад, остановился. Коррумпированное чиновничество подчинило себе Россию и подталкивает её к опасной конфронтации с остальным миром, что сводит на нет конкурентные преимущества Москвы как глобального центра предпринимательской активности. Идеологическое доктринёрство девальвирует образование, науку и культуру – всё то, что на протяжении жизни многих поколений определяло особый характер нашего города. Ужесточение политического режима искореняет дух свободы и открытости, всегда отличавший Москву и определявший её привлекательность не только для коренных москвичей, но и для тех, кто из разных концов мира приезжал в наш город, чтобы потом называть его родным.

Мы стоим у опасной черты, но – убеждены, что у любых проблем, с которыми могут столкнуться граждане цивилизованной страны, есть только один путь решения: осмысленный демократический выбор. Мы понимаем, что не везде в России критический характер текущего момента осознаётся одинаково, но – верим, что москвичи ощущают его острее многих. Эта вера не обманула нас в прошлом году, когда почти 200 тысяч горожан поддержали кандидатов от демократической коалиции, сделав 266 из них депутатами муниципальных советов.

Москва – особый город на карте России. Его столичный статус делегирует решение многих вопросов в федеральные власти. Масштаб мегаполиса требует широких полномочий для муниципалитетов и передачи им ряда властных функций. Руководитель столицы – не просто чиновник; он «по определению» является политиком (а часто – и реформатором) общенационального уровня. Двум московским градоначальникам – Никите Хрущёву и Борису Ельцину – мы обязаны демонтажом сталинского и коммунистического режимов. В то же время глава крупнейшего города России просто обязан быть компетентным менеджером: ведь в текущем году бюджет Москвы составляет 14% от федерального, а, например, инвестиции в инфраструктуру – 26% от общероссийского показателя.

Поэтому мы считаем, что сегодня залогом успешного развития нашего города может стать создание в Москве системы управления нового типа: возглавляемой динамичным политиком с чётким видением будущего; предполагающей правительство технократов-профессионалов; опирающейся на сильные и ответственные муниципалитеты. Системы, каждый шаг которой в максимальной степени прозрачен, ориентирован на интересы жителей, понят горожанами и поддержан ими. Сегодня мы представляем нашу программу – открытую для критики, замечаний и предложений со стороны всех, кто разделяет наши мечты о Москве как современном европейском городе – разумеется, «с российской спецификой».

Не все идеи переживают столкновение с нашей реальностью. Многие решения, давно и успешно используемые за рубежом, в силу различных причин – технологических, культурных либо иных – при попытке их внедрения разбиваются о камни российской действительности. Большую часть трудностей, которые возникают при переносе этих идей на нашу почву, предусмотреть заранее невозможно.

Поэтому ряд наших программных предложений представляют собой в большей степени перспективные направления движения, а не решения, реализация которых начнется уже “через неделю” после объявления результатов выборов. Эти перспективные предложения, однако, при нашей победе будут подвергнуты незамедлительной и детальной проработке и обсуждению с гражданским обществом.

Предложения такого рода выделены синим цветом.

Не все вопросы, решение которых требуется для гармоничного развития города, находятся в компетенции московской мэрии. Решение ряда проблем - в компетенции федерального правительства, а часть - в компетенции муниципальных властей. Поэтому какие-то действия мы не можем обещать выполнить самостоятельно, но даем слово добиваться их реализации от соответствующих уровней власти.

Предложения такого рода выделены зеленым цветом.

1. PRO ВЛАСТЬ

Можно соглашаться с тем, что в последние годы мэрия Москвы добилась значительных результатов в решении ряда городских проблем: благоустройстве, развитии транспортной системы, информатизации; есть заметные подвижки в социальном обеспечении москвичей. Однако нас смущают многие аспекты этих достижений – прежде всего их цена и непрозрачность.

Особенно заметна несогласованность действий различных городских структур; игнорирование пожеланий москвичей, часто на ровном месте вызывающее конфликты, которых можно было бы легко избежать.

Для устранения ошибок и конфликтов недостаточно где-то немного усовершенствовать управленческие процессы. Проблема в принципе. Мэрия Москвы сегодня руководствуется исключительно устаревшими вертикальными принципами управления и принятия решений. В такой сложной системе, которой является современный город, даже самый компетентный единый центр не способен учесть всех деталей, проконтролировать все злоупотребления и принять во внимание все группы интересов.

Для современных моделей управления развитых стран характерны большее число горизонтальных взаимодействий и большая степень вовлеченности жителей в процессы управления.

Ни один мэр, даже с привлечением лучших экспертов, не может сегодня создать действительно эффективную программу, направленную на повышение комфортности городской среды. Залогом разработки и оптимальной реализации такой программы является ее формирование с учетом всех предложений, исходящих не от представителей власти, но от самих жителей Москвы.

Я глубоко убежден, что для наиболее эффективного управления Москвой, властью должны стать мы, москвичи. Эта задача будет решаться по следующим основным направлениям:

1.1 Мы сделаем местное самоуправление реальным

Мы предложим создать в каждом муниципальном образовании исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, подконтрольный исключительно Совету депутатов – Администрацию Муниципального округа, которому будут переданы полномочия Управы. Глава такого муниципального округа будет избираться советом муниципальных депутатов простым большинством голосов обязательно из числа членов этого совета.

Муниципальным органам самоуправления будут переданы налоговые поступления в виде зачисления в бюджет соответствующего уровня налога на имущество физических лиц, общие сборы которого вырастут, а также части НДФЛ, согласно алгоритмам, изложенным в разделе 3 программы. Это позволит увеличить ресурсы и обеспечить комфортную жизнь горожан.

Мы также передадим органам местного самоуправления целый ряд важных полномочий по согласованию различных процессов на территории округа. В частности, право вето на согласование любой застройки, производимой на территории муниципального округа.

Значительная часть полномочий префектур будет также передана органам местного самоуправления. В Москве должно появиться полноценное самоуправление существенным объемом полномочий и ресурсов, как это и предусмотрено федеральным законодательством.

1.2 Референдумы

Референдумы, опросы, публичные слушания, иные формы прямого народовластия должны стать повседневной практикой в Москве. Важнейшие вопросы жизни города: планы застройки, развитие инфраструктуры, организация экономической и культурной жизни, – те, что сегодня решает безликий чиновник, должны решаться путем прямой демократии.

Москва должна стать «российской Швейцарией», где в миллионном городе считается возможным вынести на городской референдум вопрос о целесообразности строительства конкретной парковки в центре города и другие решения подобного масштаба.

Мы, москвичи, лучше, чем кто-либо, знаем, как оптимально управлять нашим городом. Последовательное увеличение роли прямой демократии в решении целого ряда общегородских и местных вопросов, которое предусматривает, в том числе возможности дистанционного голосования, должно стать одним из магистральных направлений по развитию института самоуправления в городе.

Для этого, прежде всего, необходимо упростить существующую законодательную базу в части правового регулирования проведения районных и городских референдумов - снизить процент собираемых подписей и облегчить процедуру их проведения; в частности, сократить требования к минимальной явке с 50% до 20% от числа граждан, имеющих право голоса.

Помимо референдумов большее значение мы будем придавать опросам населения. Для этих целей планируется создать открытую электронную базу «Избиратель», с помощью которой будут проводиться опросы граждан по затрагивающим их интересы темам (застройка, развитие транспорта, благоустройство территории, и т.д.), куда внести свои данные сможет каждый зарегистрированный в Москве житель. Отличие от существующего «Активного гражданина» здесь заключается в обязательной верификации пользователей механизмом наподобие «Госуслуг».

1.3 Митинги и собрания

Мы пересмотрим все законодательные акты и распоряжения исполнительных органов власти Москвы, которые ограничивают свободу собраний и митингов, за исключением территорий, непосредственно примыкающих к зданиям федеральных органов власти.

1.4 Передача части функций некоммерческим организациям

В современном мире очень многие проблемы наиболее эффективно решаются НКО и другими формами самоорганизации граждан.

Мы планируем всячески поощрять самоорганизацию москвичей как на законодательном уровне, так и посредством активной политики популяризации некоторых форм, направленных на поиск совместных решений. Мэрия будет активно финансировать обучающие программы и поощрять создание различных низовых форм самоуправления - от собаководов до «друзей пожарных»

Например, волонтерские организации, где занимаются помощью пожилым людям, часто могут сделать больше, чем традиционные социальные службы, при меньших затратах бюджетных средств.

Во многих странах значительная часть пожарных состоит из добровольцев, которые экипируются за счет государства, но несут дежурства исключительно на общественных началах.

Многие из таких форм самоорганизации смогут на конкурсной основе получать гранты из городского бюджета для софинансирования своей деятельности.

1.5 Ответственное правительство

Необходимо придать Московской городской Думе (МГД) больше полномочий по контролю за исполнительной властью. Для этого мы намерены разделить общеполитические функции мэра как главы города-субъекта федерации и функции премьера правительства, ответственного за текущее управление в мегаполисе.

Назначение премьера правительства, а также руководителей всех департаментов будет согласовываться с МГД. Каждый конкретный руководитель департамента будет лично ответственен перед МГД, которая сможет отправить его в отставку, высказав вотум недоверия. Каждый департамент будет обязан публично отчитываться по результатам своей работы не реже одного раза в год.

Помимо этого, необходимо наполнить реальным содержанием полномочия МГД по контролю бюджетных расходов.

Я считаю, что парламентская республика – оптимальная форма правления для России, и практику передачи представительным органам власти большего объема полномочий необходимо начинать с нашей столицы - Москвы.

1.6 Принципы избрания МГД

Сегодня выборы в МГД организованы таким образом, что партия, которая имеет поддержку менее чем у 30% избирателей, может получить 90% мандатов. Мы предложим изменить принципы избрания МГД и перейти к связанно-смешанной системе выборов, аналогичной модели, используемой в Германии.

Эта система позволяет избираться как одномандатникам, так и представителям малых партий, в то же время ограничивает возможности безликих функционеров пройти в парламент по партийным спискам.

Число депутатов МГД будет увеличено от 45 существующих до 90, не менее.

1.7 Борьба с коррупцией

И власть, и оппозиция неоднократно заявляли о необходимости борьбы с коррупцией - здесь у Москвы есть немалые резервы. Однако и власть, и оппозиция стремятся вести эту борьбу весьма линейными методами, которые состоят из комбинации постоянного увеличения всевозможных проверок, формализма и бесчисленных отчетов. Едва ли такой подход позволяет реально снизить коррупцию, но, безусловно, снижает эффективность работы бюрократического аппарата.

В современном мире, где приходится постоянно принимать множество нестандартных решений, сложно обойтись без предоставления чиновникам большей свободы. Идеально работающая бюрократия складывается там, где доверяют, как это, например, происходит в странах Скандинавии, которые славятся одновременно низким уровнем коррупции и минимумом проверочных мероприятий.

Для того чтобы общество могло доверять чиновникам, мы должны быть уверены, что именно мы их избираем, а не они избирают сами себя. Чиновники должны быть на виду: среди нас и из нас. Их деятельность должна быть прозрачна и публична – и когда они объясняют логику и смысл каждого своего шага, и когда ошибаются (а без ошибок невозможно) и признают свои ошибки, и когда обсуждают, как не допустить повторения этих ошибок в будущем.

Большая свобода действий бюрократии, не скованная кондовыми инструкциями в интересах общества, возможна лишь там, где бюрократия воспринимает журналистские расследования и общественные организации не как своих естественных врагов, а как партнеров в решении совместных проблем и задач. В том числе, задач по борьбе со злоупотреблениями.

Очевидно, что этого невозможно достичь за несколько лет, но именно к этому стоит стремиться, а не к тому, чтобы изобретать новые бюрократические процедуры для каждого действия.

Мы планируем создать специализированный Антикоррупционный суд Москвы, который будет принимать и рассматривать любые дела, связанные с проявлениями коррупции или «коррупциогенными» практиками организации работы городских служащих;

1.8 Кадровая политика

Мы не планируем «кадровых чисток» по политическим мотивам и других революционных преобразований в среде городской бюрократии. Недобросовестные и коррумпированные бюрократы будут преследоваться в соответствии с уголовным законодательством. Однако все сотрудники администрации, которые добросовестно выполняют свои обязанности, безотносительно к их политическим убеждениям сохранятся на государственной службе и получат возможности карьерного роста.

Будут отменены все ограничения на получение должностей в органах исполнительной власти Москвы лицами с двойным гражданством и видом на жительство в зарубежных государствах, для специалистов контрактной системы – и с иностранным гражданством.

1.9 Оптимизация процессов

Организация офисных пространств и процессов в органах государственной власти, медицинской и социальной сферы будет реорганизована в соответствии с принципами «бережливого производства», которые позволят сократить ненужные операции и оптимизировать логистику многих процессов.

Принципы «бережливого производства» были впервые разработаны в Японии, а впоследствии силами «Росатома» внедрены в ряд бюджетных учреждений страны. Данный метод обеспечит существенную экономию бюджетных ресурсов и времени граждан и подлежит внедрению там, где это возможно.

Ни одно городское учреждение для получения услуг или совершения процессуальных действий не будет иметь права запрашивать у граждан документы или сведения, которые находятся в распоряжении иных органов государственной власти.

1.10 Постепенный переход к страховым принципам надзора

Коррумпированного чиновника, который опирается на устаревшие нормы и правила при осуществлении пожарного, строительного санитарного и иных видов надзора, во многих случаях эффективнее заменить страховой компанией, где оценивают реальные риски и угрозы, исходя из современных методов и практик.

Например, можно обязать собственника каждого помещения оформить страховку от ответственности по выплатам каждому погибшему и пострадавшему в случае пожара. Суммы таких страховых выплат при этом будут очень большие. Специализированные конкурентоспособные страховые компании будут обязаны выплачивать подобные компенсации в случае пожара и самостоятельно определять стоимость годового страхования конкретного здания в зависимости от степени его пожароопасности.

Подобная система сделает выгодными для собственников зданий инвестиции в реальное снижение пожароопасности, которое приведет к сокращению страховых выплат вместо инвестиций в конкретного чиновника.

Аналогичные методы могут широко применяться и в других областях технического надзора и обеспечения мер безопасности.

1.11 Голосование через интернет

Для того чтобы процесс голосования стал менее затратным по времени, мы будем последовательно реализовывать информационно-технологическую программу, цель которой – дать москвичам возможность осуществить свое волеизъявление через интернет.

1.12 Отмена муниципального фильтра

После избрания новой Московской городской думы мы планируем немедленно отменить «муниципальный фильтр» подготовки выборов мэра Москвы.

1.13 Мировые судьи

Мы будем всячески поддерживать развитие института мировых судей и передачу им большего числа вопросов.

1.14 Борьба с коммунистическим наследием

Считаем необходимым переименовать в Москве все объекты, топонимика которых связана с именами тех, кто проводил и поддерживал коммунистический террор; на городском уровне содействовать увековечению памяти жертв политических репрессий (в т.ч. программы «Последний адрес»).

2. PRO ЭКО­НО­МИ­КУ И БЮД­ЖЕТ­НУЮ ПО­ЛИ­ТИКУ

Москва – один из главных экономических и финансовых центров страны; здесь находятся штаб-квартиры крупнейших российских компаний, работает большинство успешных и состоятельных людей. С одной стороны, это открывает перед городом огромные возможности (уровень бюджетной обеспеченности в Москве в 9 раз больше, чем в среднем по городам-миллионникам), но, с другой стороны, требует дополнительных расходов на социальные и инфраструктурные программы. Мы убеждены: бюджет Москвы может обеспечивать бóльшую отдачу и лучше выполнять стимулирующие экономику функции, чем сегодня. С этой целью мы намерены действовать в следующих направлениях:

2.1 Глобальная конкуренция за рабочие места

В современном мире, благодаря развитию телекоммуникаций, многие функции могут быть легко перенесены в любую точку мира. Все больше распространяется практика, когда международные корпорации централизуют свои исследовательские или управленческие функции в отдельных офисных центрах тех стран, где сочетание налогового режима, стоимости аренды офиса и рабочей силы представляется оптимальным.

Мы намерены активно бороться за подобные рабочие места. Для этих целей будет разработан специальный модельный договор между администрацией города и международными компаниями, готовыми перенести в Москву часть своих глобальных функций. По данному соглашению в индивидуальном порядке организациям будут предоставляться обширные налоговые льготы, а в отдельных случаях и субсидии арендных ставок на офисные центры в «Новой Москве» (раздел 3.4 настоящей программы).

Особое внимание в рамках этой программы мы уделим созданию высокотехнологичных рабочих мест в научно-исследовательских центрах, лабораториях и разработке программного обеспечения. Подобные меры позволят удерживать молодых ученых и высококвалифицированных специалистов от эмиграции, а также будут способствовать привлечению высококвалифицированных кадров из-за границы.

Москва – это город мирового значения, который участвует в глобальной конкуренции мегаполисов, и один из основных параграфов этой конкуренции – борьба за качественный человеческий капитал. Мы просто обязаны прекратить «утечку умов» из страны. Без них у нас нет будущего.

2.2 Стимулирование самозанятости

Современная экономика - это экономика самозанятых или фрилансеров. Их доля среди горожан со временем будет только расти. Мы разработаем специальную программу стимулирования самозанятости, которая будет предусматривать гибкость налоговых режимов, в том числе, возможность расширять число видов деятельности, приобретая патент на них, и развитие поддерживающей инфраструктуры фриланса за городской счет.

Самозанятые или, как сейчас модно говорить, «прекариат» – это новый большой слой жителей крупных городов, не имеющий сегодня адекватной системы социальной поддержки и защиты своих прав. Решение данных проблем - одна из важнейших задач, которая встанет в ближайшие десятилетия перед экономически развитыми странами. Мы планируем внимательно следить за передовыми решениями в этой области и оперативно внедрять эффективные практики,.

2.3 Стимулирование занятости лиц в пенсионном возрасте

Возраст активной жизни постоянно растет. Многие люди пенсионного возраста хотели бы продолжать работать и приносить пользу обществу, но не могут найти соответствующих вакансий. Даже если уровень пенсий существенно вырастет, большинство из них все равно будут стремиться работать, чтобы чувствовать себя востребованными.

Мы планируем открыть специальные центры занятости и курсы повышения квалификации для пожилых людей. Для работодателей, создающих рабочие места пенсионерам, будет разработана система льгот.

2.4 Управляемый подоходный налог

В рамках нашей программы по повышению степени вовлеченности москвичей в активное управление городом, мы предусмотрим возможность указывать целевое назначение городских расходов – куда должны быть израсходованы поступления от подоходного налога каждого конкретного человека.

Такими направлениями могут быть образование, здравоохранение, развитие общественного транспорта, общественный порядок, благоустройство, направление средств в бюджет своего муниципалитета и так далее. Различные органы государственной и муниципальной власти должны самым прямым образом конкурировать за деньги налогоплательщиков, ежедневно доказывая им свою эффективность.

Подобная возможность “голосовать” своими налогами уже давно существует у граждан Германии и Скандинавских стран. Я убежден, что самый эффективный способ отстаивания интересов граждан – дать им самим возможность принимать решения.

Результат выбора гражданами целевого назначения налога будет учитываться при формировании бюджета города. С правовой точки зрения это решение не требует изменений федерального законодательства.

2.5 Налог на элитную недвижимость

В Москве существует большой объем элитного жилья стоимостью в миллионы долларов, его владельцы платят предельно низкие по мировым меркам налоги на недвижимость. Эти налоги будут существенно повышены в рамках прогрессивной шкалы: чем дороже недвижимость, тем выше процент налога. Исключения могут быть сделаны для пожилых москвичей, а также лиц, которые приобрели право на собственность до 2000 года или получили наследство.

Для того чтобы избежать злоупотреблений чиновников, связанных с завышением кадастровой стоимости квартир, от которой исчисляются налоги, мы предусмотрим для граждан право обратиться к городским властям с просьбой выкупить соответствующую недвижимость по оценочной стоимости. В случае такого обращения городские власти будут обязаны либо выкупить недвижимость, либо снизить ее «кадастровую стоимость» до того уровня, по которому гражданин сам не захочет ее продавать.

2.6 Легализация рынка аренды квартир

Из-за неоправданно высокой цены патента на сдачу квартиры в Москве сегодня большинство жилья сдается без уплаты каких-либо налогов. Всеобщая привычка нарушать закон в отдельных вопросах негативно сказывается на развитии и других форм общественной жизни.

Мы будем сочетать снижение и дифференциацию стоимости патента в зависимости от качества недвижимости, с одной стороны, с ужесточением разнообразных мер контроля с неплательщиками налога – с другой.

2.7 Маневр ресурсами между бюджетными организациями и НКО

Когда произойдет становление и развитие институтов гражданского общества, будут созданы дееспособные НКО, направленные на решение городских проблем, мы начнем пропорциональное постепенное сокращение бюрократического аппарата с передачей части функций и финансирования некоммерческим организациям.

2.8 Бюджет развития

За последние годы Москва сократила свой долг на 270 миллиардов, что составляет лишь 1,5 % от ВРП города. За последние два года городской бюджет был сведен с профицитом. Мы считаем данный подход излишне консервативным. В современном мире города большинства развитых стран имеют задолженность сопоставимую с размером их ВРП и умело используют ее дальнейшее наращивание для развития городской экономики.

Мы планируем отказаться от избыточного профицита, резко нарастив при этом расходы на реализацию мер, указанных в разделе настоящей программы.

2.9 Трансформация системы социальной поддержки

Сегодня основная часть социальных программ города распределяет бюджетные средства среди большого числа получателей. Это касается и субсидий на стоимость услуг ЖКХ, и доплат пенсионерам, и других. Многие получатели помощи способны обойтись без мер поддержки, но некоторые действительно нуждающиеся не имеют необходимых средств для выживания. Определенные шаги в направлении того, чтобы сделать помощь адресной, делаются, однако, этого явно недостаточно.

Мы разработаем комплексную систему, чтобы оценить необходимость поддержки граждан в зависимости от располагаемых ими активов, размера семьи и многих иных факторов, на основе примеров Германии и стран Скандинавии. Благодаря данным мерам, действительно нуждающиеся москвичи получат в два-три раза большую помощь, чем в настоящее время, без существенного увеличения нагрузки на бюджет.

2.10 Безвизовый въезд

Тот факт, что сегодня жители развитых стран вынуждены получать визы даже для кратковременного посещения Москвы, создает дополнительные ненужные издержки для бизнеса, а также сильно затрудняет развитие туристического сектора в столице.

Мы будем последовательно добиваться разрешения для жителей развитых стран краткосрочного безвизового въезда в Москву на 3-7 дней.

Помимо этого, мы считаем необходимым создание экономически свободной экстерриториальной зоны в Новой Москве, что прилегает к аэропорту «Внуково» (проект «Немецкая слобода»), обеспечив возможность иностранным гражданам пребывать там без оформления въездных виз в Российскую Федерацию долгое время.

2.11 Приватизация

Мы исходим из презумпции, что частный бизнес может эффективнее государства управлять практически любыми процессами и активами. В тех областях, где существуют нерыночные задачи обеспечения общественного блага, целесообразно создавать правильные стимулы, а не защищать общественный интерес, сохраняя множество активов в городской собственности.

Поэтому постепенно большая часть городского имущества будет приватизирована. Мы предполагаем поэтапное осуществление приватизации с оценкой целесообразности в каждом конкретном случае.

Особое значение мы придаем передаче в частную собственность городских СМИ и иных подконтрольных мэрии информационных ресурсов. Демократия должна быть равной для всех.

2.12 Поддержка форматов шаговой доступности

Несмотря на общую приверженность принципам конкуренции, мы планируем ограничить долю крупных торговых и сервисных сетей в розничной торговле и сфере оказания платных услуг. И будем всячески стимулировать увеличение доли малого и среднего бизнеса в данном секторе.

Не ко всем видам бизнеса следует подходить только с коммерческой точки зрения. Небольшие предприятия способствуют повышению комфортности жизни, предоставляя возможность приобрести услуги и товары рядом с домом. Но зачастую такие форматы малого бизнеса не способны выдержать рыночную конкуренцию.

Для их поддержки мы будем сочетать льготные арендные ставки, гибкое налогообложение и, в отдельных случаях, прямые субсидии.

Во избежание злоупотреблений данные меры будут реализовываться по формализованным правилам на конкурсной основе в органах местного самоуправления.

2.13 Предсказуемость регулирования

Самое важное для привлечения инвестиций – это предсказуемость правил игры. Постоянный пересмотр нормативного регулирования делает инвестиции в экономику слишком рискованными, и, соответственно, дорогими. Мы не будем предпринимать никаких действий, которые могут существенно ухудшить экономические условия для ведения отдельных видов бизнеса, не предусмотрев адекватной компенсации.

С целью повысить уровень доверия предпринимателей, мы пересмотрим дела о сносе ряда торговых помещений и выплатим компенсации их бывшим владельцам.

2.14 Повышение эффективности городских служб и конкуренция при закупках

Сегодня цены на проезд в московском метро сопоставимы с уровнем стран Центральной Европы, но метро в Варшаве и Праге прибыльно, а в Москве дотации выросли за пять лет от 25 % до 45% общего дохода метрополитена – и это только один пример того, как работает городская экономика.

Необходимо повысить прозрачность расхода бюджетных средств, обеспечив максимальную конкурентность между подрядчиками и поставщиками товаров и услуг (в том числе, сняв все ограничения на участие компаний из других регионов России и из-за рубежа).

Также мы будем добиваться демонополизации городского заказа, прежде всего, в области дорожного и жилищного строительства и в сфере работ по благоустройству.

2.15 Технические регламенты и стандарты

Российские технические регламенты и стандарты существенно устарели. Их совершенствование требует значительного времени и не представляется целесообразным. Это сдерживает развитие бизнеса. Нам представляется разумным легализовать все европейские промышленные стандарты на территории столицы до 2022 г.; отказаться от сертификации ввозимого промышленного оборудования и технологий (преобразование Москвы в этом отношении в территорию ЕС).

3. PRO ГРАДО­СТРОИ­ТЕЛЬ­НУЮ ПО­ЛИ­ТИ­КУ, НОВЫЕ ТЕХ­НО­ЛО­ГИИ И КОМ­ФОРТ­НУЮ СРЕДУ ОБИ­ТА­НИЯ

Одна из важнейших проблем Москвы – снижение качества жизни. Старение жилого фонда, ветхость инфраструктуры ЖКХ, отсутствие современных транспортных систем и ухудшение экологической обстановки – все эти обстоятельства представляются нам самым существенным препятствием на пути развития Москвы как современного европейского города. Мы предлагаем следующие основные меры, которые будут способствовать решению многих проблем:

3.1 Реновация

В рамках программы реновации правительство Собянина решило отказаться от передачи данного процесса девелоперам. Город сам будет выступать застройщиком домов, возводимых по этой программе. Это можно только приветствовать. Однако, мэрия планирует при этом продавать часть квартир на рынке. Возникает закономерный вопрос: зачем это делать, если плотность населения в городе и без этого высока?

Мы будем добиваться отмены нынешнего закона о реновации, который, по сути, отменяет право собственности в Москве и даёт широкие полномочия чиновникам по сносу любых домов, а не только ветхих.

Наша программа предусматривает расселение домов только сносимых серий и предоставление жилье в рамках городских социальных программ. В частности, из этого жилого фонда могут быть реализованы городские программы поддержки молодых семей и предоставления льготных рассрочек на покупку квартиры с целью привлечь и удержать перспективных сотрудников медицинской, образовательной и социальной сферы, а также сотрудников городской администрации и служб.

Освобожденные за счет увеличения этажности городские пространства будут использованы для создания парков, рекреационных зон и объектов социального назначения.

Объем строительства жилья в Москве вырос более чем на 1,5 млн. кв. м. с 2010 года и продолжает расти. Очевидно, что увеличение плотности городской застройки, которое наблюдается при этом, не соответствует интересам большинства москвичей.

При проведении реновации мы разработаем четкую процедуру, которая гарантирует обеспечение прав переселяемых собственников, а также отменим сомнительную систему учета мнений отсутствующих жильцов при голосовании.

3.2 Капремонт

Схема финансирования капитального ремонта жилого фонда будет перестроена, а текущие платежи – отменены. Собственники домов, которые пожелают провести капремонт своего дома, не включенного в программу реновации, смогут обратиться к городским властям за ссудой на проведение подобной работы.

Указанные средства будут расходоваться на ремонт дома по усмотрению собственников квартир в том объеме, который они сочтут необходимым. Ссуды планируется давать в рассрочку на 10-20 лет под минимальный процент. Погашение их будет осуществляться одновременно с уплатой коммунальных платежей.

Мы на практике реализуем принцип: «сначала капремонт, потом – сбор денег на него».

3.3 Управление жилым фондом

Мы решительно ликвидируем монополию на управление жилым фондом ГУП «Жилищник». Структуры » управляющей организации будут приватизированы.

Считаем необходимым пропагандировать создание ТСЖ, Советов домов и прочих форм самоуправления. На первом этапе мы поддержим самоорганизацию, в том числе, и целевыми грантами из бюджета.

Будут упрощены процедуры передачи придомовых территорий в собственность жителей домов.

От прямого и косвенного субсидирования организаций ЖКХ мы перейдем к точечной компенсации тарифов для отдельных категорий граждан.

Мы будем стимулировать развитие энергосберегающих технологий за счёт льготного городского кредита: установку солнечных батарей на крышах домов, газовых котлов в подвалах, проведение ремонта, – того, что способно снизить потери тепловой энергии в сетях.

3.4 Создание новых городских центров

В настоящий момент в среднем москвичи тратят на дорогу до работы более часа в день. В значительной степени это обусловлено исторически сложившейся маятниковой миграцией жителей, значительная часть которых ежедневно ездит с окраин в центр города. Радиально-кольцевая структура Москвы – главный источник транспортных проблем. Несмотря на это, до сих пор продолжается строительство большого количества объектов в центре города.

Чтобы решить данную проблему и снизить внутридневную маятниковую миграцию, необходимо создать в «Новой Москве» центры притяжения рабочих мест.

Такими центрами должны стать:

А) Район дешевых офисных центров. Заполнять его будут бэк-офисы крупных российских предприятий, а также международных компаний, которые планируется привлекать с помощью действий, указанных в пункте 2.1 настоящей программы, низкой арендной ставки, обеспеченной за счет стимулирующих мер налоговой политики и, возможно, прямых субсидий городского бюджета на первоначальном этапе.

Б) Студенческий городок, где будут построены новые корпуса и кампусы столичных вузов, размещены новые научно-исследовательские центры. Формирование университетского научного кластера обеспечит синергетический эффект процесса обучения.

В) Правительственный центр, куда должны быть перенесены основные городские службы, а также, по возможности, федеральные министерства и ведомства. Подобное решение позволит в перспективе существенно сократить расходы на содержание столичной бюрократии.

Все указанные центры будут за городской счет обеспечены разветвленной транспортной инфраструктурой, позволяющей быстро и напрямую добираться в различные районы города.

Освобожденные в центре города здания будут преобразованы в отели, многоуровневые паркинги, объекты социальной и спортивной инфраструктуры.

3.5 «Специализация» районов по профессиональному и возрастному принципу

Мы будем поддерживать развитие в рамках города кластеров, построенных по отраслевому принципу. Примером подобного рода сегодня является Сколково, где сконцентрированы офисы компаний высокотехнологического сектора. Объединение компаний единого профиля в одном месте позволяет достичь синергетического эффекта, а также сформировать инновационную среду.

Аналогичный кластер может быть создан, например, в медицинской сфере. Сегодня мы видим стремительное развитие «медицинского туризма», когда люди едут в другие регионы с целью найти оптимальное соотношение цены и качества медицинских услуг. В этой сфере Москва сегодня вполне способна конкурировать на международном уровне. Развитие медицинского туризма затрудняет недостаток специализированных гостиниц и их ценовая недоступность.

В разумной близости от одного из аэропортов мы предлагаем создать специализированный район с гостиницами, стационарами и центрами, которые будут оказывать востребованные в Москве виды медицинских услуг.

Специализация может осуществляться и по иным принципам. Сегодня особенностью центральных районов Москвы становится, с одной стороны, ценовая недоступность и малоприспособленность для людей пенсионного возраста, с другой – отсутствие жилья, пригодного для долгосрочной аренды специалистам и молодым семьям.

В экологически чистой зоне «Новой Москвы» в порядке эксперимента планируется строительство комфортабельного района: геронтологических клиник, домов престарелых с улучшенным медицинским обеспечением и центров досуга для пожилых людей.

Мы будем экономически стимулировать переезд туда пенсионеров из центра города на исключительно добровольной основе. Если результат эксперимента будет востребован пожилыми москвичами – такая практика будет расширена. Компактное проживание людей пенсионного возраста повысит уровень их комфорта, медицинского обеспечения, снизив при этом городские расходы.

Считаем целесообразным одновременно поддержать, посредством налоговых и иных стимулов, строительство в центральных районах города меблированных доходных домов, управляемых в соответствии со стандартами жизни развитых стран.

3.6 Умный город

Современные технологии позволяют резко сократить расход электроэнергии, тепла и воды, оптимизировать транспортные и пассажирские потоки, загруженность парковок и многое другое. «Машинное зрение», «дополненная реальность», «искусственный интеллект» и другие подобные технологии станут важными составляющими городской инфраструктуры будущего. Конкретные идеи и предложения по использованию современных технологий в оптимизации процессов исчисляются сотнями и не могут быть детально изложены в данной программе. Мы проведем комплексную ревизию действующих программ мэрии в данных направлениях, потому что на сегодняшний день в области технологий «умного города» Москва является лидером только по затратам, но не по достигнутым результатам.

Бюджетные расходы Москвы на информационные коммуникационные технологии в расчете на одного жителя (83$) достигают уровня Сингапура (86$) и существенно превышают затраты Нью-Йорка (45$) и других городов (Гонконг - 12$) [источник и детали].

А расходы на программу “Информационный город” в 2017 году составили 80 млрд.руб - 113$ на каждого москвича [источник и детали].

3.7 Единый идентификатор

Широкое применение цифровых технологий позволяет последовательно продвигаться к единому цифровому идентификатору горожан, который снизит как издержки городских и социальных служб, так и затраты времени конкретного гражданина на взаимодействие с этими службами.

Социальная карта москвича – это путь в правильном направлении, в перспективе необходимо расширить число держателей подобных карт и количество услуг, которые можно получить с их помощью. В конечном итоге единая карта должна обеспечивать доступ в общественный транспорт, школы, дворы и подъезды; позволять совершать различные юридические действия и получать медицинские услуги.

Ряд государственных услуг может оказываться с использованием технологии «блокчейн», в первую очередь ее необходимо внедрить при регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество и автомобили, совершении нотариальных действий, учета актов гражданского состояния.

3.8 Освещение, наблюдение и тревожные кнопки

Освещенность многих территорий в Москве до сих пор оставляет желать лучшего. В особенности это касается лесопарковых массивов на окраинах города, второстепенных улиц и дворовых территорий. Установка в этих зонах фонарей – вопрос не только удобства москвичей, но и их безопасности. Остановки общественного транспорта и входные группы в подъездах будут оборудованы тревожными кнопками для связи со службами правопорядка или вызова врача.

Будет продолжено расширение системы тотального видеонаблюдения за общественными пространствами. Мировой опыт свидетельствует, что эффективные средства такого рода позволяют уменьшить уличную преступность и повысить раскрываемость преступлений.

3.9 Сеть 5G

Вся территория Москвы будет покрыта мобильной связью нового поколения 5G к 2023 году, преимущественно за счет бюджета города. Весь интернет будет бесплатным для жителей. Мобильная связь 5G – это не просто быстрый интернет с пиковой скоростью до 20 Гбит/сек, который позволит смотреть потоковое видео в разрешении 8K, – это базовое условие для создания системы «Умного города».

После запуска 5G и построения новой инфраструктуры безопасности будет возможно использовать дроны, беспилотные автомобили, умные сети электроснабжения, телемедицину и многое другое по всей территории Москвы. Внедрение стандарта связи нового поколения позволит создать новые алгоритмы контроля потребления ресурсов города от электроэнергии до воды и тепла, систем управления видеонаблюдением и парковками. Благодаря скорости и ширине канала нового стандарта связи будет обеспечена быстрая работа датчиков и сенсоров на светофорах, парковках, домах, а беспилотные автобусы и автомобили никогда не потеряют связь с центром управления.

Сеть 5G позволит создать единую универсальную платформу для управления всеми системами умного города. Она позволит объединить самое современное оборудование и устройства во всех технологических сферах в единую сеть. Эта платформа – самая эффективная форма управления городом. С ее помощью город станет не только экономить, но и больше зарабатывать. Так, например, происходит в Барселоне, Лондоне и Сингапуре, где власти города увеличили прибыль с парковок за счет внедрения интеллектуальной системы контроля. Умный город – это не только освещение и парковки; построенная система будет контролировать уровень загрязнения, следить за законностью строительных работ в городе, снизит уровень преступности. Все эти службы будут оптимизированы с помощью искусственного интеллекта, что позволит минимизировать штат чиновников и в разы увеличить эффективность всех систем города от ЖКХ до экологии и транспорта. И чем раньше будет установлена система умного города, тем быстрее она окупится.

4. PRO ТРАНС­ПОРТ

4.1 Общественный транспорт

4.1.1 Электричка в городе и пригороде

Московское центральное кольцо показало, каким должен быть уровень современного транспорта. Надо поднять до этой ступени всю систему Московского железнодорожного узла. Шаг за шагом на всех направлениях должны появиться крытые платформы, эскалаторы и лифты, удобное расписание. А главное – современные поезда.

Многие направления пригородных электричек Москвы сегодня являются тупиковыми, что позволяет использовать их исключительно для маятниковой миграции, но не для перемещения внутри города. Для исправления ситуации необходимо соединить радиальные направления железной дороги в сквозные диаметры.

Данный проект должен касаться не только двух «центральных диаметров», планируемых сегодняшней мэрией, необходимо связать все тупиковые вокзалы тоннелями под центром Москвы. Подобная идея была частично представлена в Генеральном плане 1971 года. По такому пути в свое время пошли и некоторые европейские столицы.

Для пассажира не должно быть качественной разницы между метро и электричкой, в том числе и в стоимости проезда. Московскую агломерацию необходимо объединить в единое тарифное пространство, заключив договор с Московской областью. Сегодняшняя ситуация, когда в Москве используется карта «Тройка», а в области – «Стрелка», недопустима.

4.1.2 Метро

Мы полностью поддерживаем курс ускоренного строительства метро, который принят сегодня московской мэрией. Но вносим следующие коррективы:

Общественный транспорт больше всего необходим в центре города, но именно там строительство метро уже 10 лет как практически заморожено. Борьба с излишними автомобилями в центре – это важно, но гражданам не предлагается удобной альтернативы.

Следует расконсервировать проекты строительства метро в центре города (соединение Калининской и Солнцевской линий), вспомнить, где оставлены заделы под новые станции и выходы (например, станции на Арбатско-Покровской линии с такой необходимой пересадкой на метро «Китай-город», «Суворовская» на пересечении Люблинско-Дмитровской и кольцевой линий, «Комсомольская»). Для того чтобы проезд в часы «пик» стал комфортным – необходимо построить ещё 2-3 новых линии в центре, это могут быть и метро, и подземные диаметры для электричек.

4.1.3 Трамвай и троллейбус

Последние 8 лет власти много говорят о новых трамвайных линиях, но, кроме кольца у Белорусского вокзала (где совсем немного пассажиров), не построено ничего. Пора провести несколько действительно нужных линий: и вдоль Шоссе Энтузиастов, и в Бирюлёво, и в других районах массовой застройки, где не предвидится метро. Также важно развивать систему внеуличного скоростного рельсового транспорта.

До внедрения в широкое использование современных электробусов необходимо остановить уничтожение троллейбусных линий.

4.1.4 Турникеты и проездные

Там, где турникеты создают очереди или перекрывают удобные проходы, их следует убрать, усилив взамен наряды контролёров.

Общегородской проездной билет должен стать более удобным для москвичей, время поездки стать меньше, а время действия билета – больше.

4.1.5. Онлайн координация расписаний транспорта

В крупном мегаполисе ввиду непредсказуемого образования пробок согласовать расписание различных видов транспорта – серьезная проблема. Не всегда удается обеспечить движение всего транспорта по заранее утвержденному расписанию. Оснащение городского транспорта GPS позволит искусственному интеллекту отследить движение всего транспорта в режиме онлайн, оперативно отреагировать на отклонения от расписания, скорректировать действия водителей, обеспечив оптимальную стыковку отдельных маршрутов. Работа подобной системы позволит сократить ожидание пассажиров при пересадках.

4.2 Автомобили и такси

4.2.1 Маршрутные такси с технологией Uber

Современные информационные технологии позволяют соединить функции автобуса и такси – пассажир подает заявку с указанием маршрута и времени поездки, а компьютер вычисляет, как сделать такую поездку коллективной в легковой машине или в микроавтобусе.

Групповые поездки в такси значительно дешевле, чем индивидуальные, но позволяют при этом двигаться «от двери до двери», что в автобусе невозможно. Потребность в подобной услуге особенно актуальна ввиду отсутствия коротких внутрирайонных маршрутов, ориентированных на доставку жителей к станциям метро, торговым центрам, зонам отдыха.

Развивать систему «коллективного заказа» возможно с помощью экономических стимулов для крупных онлайн-сервисов такси (Uber, Yandex Taxi, Gett Taxi). Также необходимо внести изменения в городскую нормативную базу, которая сегодня жёстко отделяет маршрутные перевозки от такси.

Если групповые поездки в такси широко распространятся – это уменьшит пробки на дорогах города и сделает проезд более комфортным.

Городская программа развития «каршеринга» также будет расширена как доказавшая свою эффективность.

4.2.2 Умные системы управления движением

Современные технологии позволяют оптимизировать транспортные потоки путем интеграции дорожных камер и светофоров в единую систему.

4.2.3 Платные парковки

Принципы определения стоимости парковки не оптимальны. Сегодня в городе есть зоны с низким тарифом, где практически невозможно припарковать машину, и другие – где всегда в наличии множество свободных мест, но тариф неоправданно завышен. Необходимо помнить о том, что платные парковки преследуют не фискальную цель, а в первую очередь обеспечивают комфорт горожан.

Мы создадим гибкую систему оперативного изменения тарифа на различные парковки в зависимости от их реальной занятости. Данная система будет работать в центре города, вокруг основных магистралей и транспортных узлов. В то же время в спальных районах Москвы, вдали от основных транспортных развязок, регулирование тарифов на парковки может быть передано муниципальным собраниям.

При осуществлении новой застройки мы ужесточим требования по количеству машиномест при строительстве новых домов и обеспечим контроль их выполнения.

4.2.4 Ревизия программы «Моя улица»

Благая цель – уравнять в правах пешеходов и автомобилистов – на практике не привела к положительному результату. В отдельных местах бездумно расширенные тротуары привели не к уменьшению, а к увеличению пробок. Стоимость самой программы явно не соответствует реалиям экономического кризиса. Мы считаем, необходимо еще раз проанализировать целесообразность отдельных решений, которые вызывают жалобы москвичей сегодня.

4.3 Развитие электротранспорта

В силу того что 95 % загрязнений воздуха в сегодняшней Москве приходится на выбросы транспорта, мы будем стремиться к полному переходу на электродвигатели в течение ближайших двух десятков лет. Это обусловлено как соображениями экологии, так и соображениями долгосрочной экономической целесообразности. Программы, разработанные с целью полностью отказаться от использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в черте города, уже приняты десятками передовых городов мира.

Чтобы стимулировать использование частного электротранспорта, должна быть подготовлена комплексная общегородская программа. Помимо уже принятого решения предоставить бесплатные парковочные места владельцам электромобилей, программа должна включать поэтапное введение следующих мер (указаны в хронологическом порядке):

Массированную установку терминалов для зарядки в местах парковки электромобилей;

Отмену транспортного налога для их владельцев;

Сначала экономическое стимулирование таксопарков – установка более низкой стоимости патента при эксплуатации электромобилей, а затем запрет использовать в качестве такси автомобили с ДВС;

Полный отказ городского транспорта от ДВС по мере появления экономически обоснованных альтернатив;

Поэтапное увеличение транспортного налога на автомобили с ДВС – первое повышение предполагается после того, как доля электромобилей в городском парке достигнет 30%, и более существенное планируется по достижении 50% ;

Когда доля электромобилей превысит 70% от городского автопарка, будет объявлен срок полного запрета на использование автомобилей с ДВС в черте города.

4.4 Развитие беспилотного транспорта

Будущее городского транспорта за разнообразными беспилотниками. Уже сегодня они появились на улицах передовых городов мира, однако, основное препятствие их широкого использования на сегодняшний день – законодательные ограничения, связанные с безопасностью движения.

Для опережающего развития беспилотного транспорта в некоторых районах города будут введены экспериментальные нормативные режимы дорожного движения, которые позволят использование беспилотного автотранспорта в коммерческих целях. Кроме того, организации, осуществляющие подобную эксплуатацию, получат субсидии из городского бюджета.

Подобные меры позволят привлечь на городские улицы глобальные международные компании, которые занимаются созданием беспилотных автомобилей. Это, в том числе, позволит создать в городе дополнительные высокотехнологичные рабочие места.

4.5 Велосипеды и самокаты

Городское пространство должно стать более удобным для велосипедистов, а также людей использующих электрические самокаты и прочие приспособления в комбинации с общественным транспортом.

Велосипедные дорожки с удобными пересечениями автомагистралей должны связать весь город. Входные группы в метро и электрички, а также сам общественный транспорт должны стать более приспособленными для таких устройств. Дополнительная оплата за провоз велосипеда в тех видах транспорта, где она сохранилась, должна быть полностью отменена. В интересах всех горожан стимулировать использование подобных устройств ради сокращения автомобильного трафика.

Количество городских велосипедов, предоставляемых в краткосрочную аренду, должно быть увеличено.

4.6 Малая авиация

Мы будем добиваться от федеральных властей ликвидации над Москвой бесполетной зоны и существенной либерализации условий для малой авиации.

5. PRO ЗДО­РОВЬЕ

Современная система здравоохранения представляет собой сочетание несочетаемого.

С одной стороны, Россия в целом тратит на здравоохранение больший процент ВВП, чем страны сопоставимого уровня развития (например, Восточной Европы); при этом имеет заметно худший уровень услуг и в целом низкие объективные показатели (средняя продолжительность жизни, процентное соотношение выживаемости при определенных заболеваниях и т.д.)

С другой стороны, та часть медицинских учреждений, которая сегодня работает на коммерческой основе, оказывается в целом конкурентоспособной на международном уровне. Люди из других стран, в том числе и развитых, приезжают к нам лечиться.

Только из этих двух фактов следует необходимость передать управление большей части медицинских центров в частные руки, что совершенно не означает сокращения объема бесплатных медицинских услуг, доступных населению.

По числу врачей и койко-мест на 1000 жителей мы занимаем первые места в мире, в несколько раз опережая развитые страны. При этом мы наблюдаем очереди к врачам, и пациентов, которые лежат в коридорах больниц. Эти два факта свидетельствуют о том, что методы организации работы в медицинских учреждениях крайне неадекватны и нуждаются в радикальной перестройке.

В последние годы в процессе реформ городской медицинской сферы наблюдалась некоторая оптимизация расходования бюджетных средств, ее сопровождали повсеместное внедрение конвейерного подхода к пациентам, сокращение числа врачей-специалистов и приход в медицинские учреждения недостаточно квалифицированного персонала. При этом главная декларируемая цель реформы – повышение прозрачности оказания медицинских услуг – так и не была достигнута.

5.1 Изменение системы стимулов

Пациент должен иметь право выбора и возможность поощрять качественное медобслуживание. Сегодня лозунг «деньги следуют за пациентом», реализуется таким образом, что, по сути, никак не стимулирует врачей на дружелюбное отношение к больным. Деньги в основном используются во внутрибюрократических взаимозачетах. Необходимо переходить к тому, чтобы граждане сами решали, в какое медицинское учреждение пойдут деньги, выделенные на их лечение. Мы должны сделать так, чтобы врачи конкурировали за пациентов, а не пациенты «по блату» добивались приема у хороших врачей.
Наряду с рациональными оптимизационными мерами недавних реформ необходимо создать стимулы, которые заинтересуют медицинский персонал, обеспечив тем самым клиентоориентированный подход к пациентам. Такие изменения могут быть произведены, если комплексно и системно исследовать мотивацию медперсонала и изучить типовые процессы в медучреждениях.

5.2 Техническая оптимизация процессов и уменьшение административной нагрузки на врачей

В настоящий момент заполнение различных документов и иная административная работа часто занимает у врачей больше времени, чем собственно лечение пациентов. Необходимо значительно уменьшить объемы отчетности, заполняемые врачами, и сократить иные не свойственные им функции.

Помимо этого, мы проведем комплексный аудит всех медицинских учреждений, определив соответствие процессов концепции «бережливого производства», после чего процессы будут оптимизированы с целью сократить время врачей и пациентов, затрачиваемое на различные операции.

5.3 Закупки лекарств

В настоящий момент в системе закупки лекарственных средств наблюдается монополизация со стороны фирм-поставщиков, что может приводить к неоправданному завышению цен и коррупции. Данная система будет подвергнута системному аудиту.

5.4 Создание в округах Москвы геронтологических поликлиник.

Значительная часть пациентов, которые обращаются в московские медицинские учреждения – это москвичи старшей возрастной группы. В связи со старением населения данная тенденция будет только нарастать. Сцелью обеспечить более комфортное и специализированное лечение пожилых москвичей в каждом административном округе Москвы в порядке эксперимента будут созданы специализированные геронтологические клиники.

Если эксперимент докажет свою эффективность – количество геронтологических клиник будет постепенно увеличиваться.

5.5 Частная врачебная практика

Мы будем стимулировать развитие в Москве частной врачебной практики, с целью предоставить дипломированным врачам возможность оказывать медицинские услуги без статуса юридического лица и огромного количества бюрократических согласований.

6. PRO ОБРА­ЗО­ВА­НИЕ

6.1 Больше гибкости

В XXI веке государство уже не может эффективно определять комплексные стандарты образования. Также контрпродуктивно пытаться учить всех детей по однотипным программам. Мы живем в мире многообразия задач и конкуренции подходов, поэтому педагогическим коллективам надо предоставить полную свободу в использовании различных методик и учебных планов. Государство может определить минимальный базовый стандарт, а решение , чему конкретно будет учиться ребенок, должны принимать сами родители.

Чтобы создать вариативное предложение необходимо, с одной стороны, предоставить больше самостоятельности руководству государственных школ в лице Управляющих советов и педагогических коллективов, с другой – стимулировать развитие частного образования.

6.2 Деньги следуют за учащимся

Для значительного развития частного образования необходимо, чтобы любой школьник, чьи родители решили отказаться от учебы в государственной школе, мог ежегодно получать на свой лицевой счет сумму, выделяемую на его образование. Эти средства можно будет использовать только на оплату образовательных услуг. Выбор этих услуг будут определять родители.

Частные образовательные учреждения смогут более гибко реагировать на запрос по форме и содержанию образования.

6.3 Субсидирование «продлёнки» в школе

Группы продлённого дня в школе выполняют две важных функции. Во-первых, они позволяют родителям детей работать полный рабочий день. Во-вторых, дети остаются под присмотром педагогов и социальных работников, а не на улице.

Резкий рост стоимости «продленки» произошел в ходе реформы образовательных услуг. Однако это один из тех случаев, когда субсидирование определенной услуги оправдано в силу ее повышенной социальной значимости. Потраченные на это деньги в будущем будут сэкономлены – сократятся расходы на социальную адаптацию и работу правоохранительных органов с трудными подростками».

7. PRO ЭКО­ЛО­ГИЮ

7.1 Защита существующих и создание новых парков

Многие из существующих сегодня парков и лесопарков города до сих пор не получили статуса ООПТ (особо охраняемой природной территории), а потому постоянно находятся под угрозой вырубки и застройки. Эта ситуация будет исправлена. Помимо этого, при комплексном жилищном строительстве на высвобождаемых территориях промышленных зон должны создаваться новые ООПТ с площадью не менее одной трети от всех застраиваемых территорий.

7.2 Снижение вредных выбросов

Меры, призванные заменить транспорт с двигателями внутреннего сгорания на электромобили в целях сокращения загрязнений воздуха, изложены в разделе 4.3 программы.

Все действующие в черте города промышленные предприятия будут подвержены жесткому экологическому контролю.

В целях улучшения экологической ситуации будет разработан план поэтапного вывода нефтеперерабатывающего завода из Капотни. Конечно, закрыть одним росчерком пера крупное предприятие невозможно. Тысячи рабочих мест, десятки миллионов налоговых поступлений – всё это нельзя сбросить со счетов.

Однако в долгосрочной перспективе нахождение в черте мегаполиса, в зоне массовой застройки крупного химического предприятия неприемлемо. Это потребует немало времени, но начало процессу вывода завода должно быть положено уже сегодня – необходимо принять четкий план с предельными сроками его исполнения.

7.3 Мусор

По соглашению с Московской областью за территорией города будет создана сеть современных мусороперерабатывающих заводов. Их строительство планируется осуществлять с активным использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Действующие сегодня на территории Москвы мусоросжигающие заводы будут выведены за пределы ее территории.

Постепенно будет реализовываться программа по экономическому стимулированию москвичей к раздельному сбору мусора.

Поэтапно в старом жилом фонде и обязательно при строительстве новых домов будут устанавливаться мусорные контейнеры, убираемые под землю. Специальный мусоровоз будет извлекать контейнер из-под земли и ставить туда же пустой.

Для крупных торговых сетей будет введен запрет на предложение покупателям полиэтиленовых пакетов, их предполагается заменить легкоразлагающимися бумажными пакетами, безопасными для природы города.

Штрафы на замусоривание будут многократно увеличены как для юридических, так и для физических лиц. При этом будет субсидироваться установка автоматов по платному приёму стеклянной и пластиковой тары.

Будет ужесточен контроль за спецтехникой, безнаказанно развозящей мусор со строительных площадок по всему городу.

7.4 Почвы и реагенты

Если сравнить ситуацию с использованием реагентов в Москве и в странах Северной Европы – мы увидим, что на аналогичную площадь дорог московские власти используют в 5-10 раз больше реагентов, чем в странах с сопоставимым климатом. Это в первую очередь объясняется тем, что коммунальные службы, используя реагенты, не соблюдают технологию и предварительно не очищают участки от снега и льда.

Мы планируем в течение 3 лет сократить объем используемых антиобледенительных реагентов в 3 раза. В перспективе их объем может быть сокращен в 5-7 раз с частичной заменой иными формами зимней обработки дорог.

Покос травы триммерами приводит к эрозии почв, он будет существенно ограничен. В озеленительной политике города планируется уменьшить количество высаживаемых однолетних растений в пользу многолетних.

7.5 Прозрачность и доступность информации

В такой чувствительной сфере как экология важна доступность информации о реальном состоянии окружающей среды, а также доверие граждан к системам измерения.

Для этих целей мы в несколько раз увеличим количество автоматических станций, которые собирают данные по состоянию воздуха и воды, создадим удобные приложения для мобильных телефонов и интернет-портал, где каждый житель Москвы сможет в режиме реального времени наблюдать за состоянием окружающей среды.

Главный принцип работы - открытость. Мы будем активно сотрудничать с независимыми экологическими организациями. Все проблемы будут озвучиваться, а не замалчиваться.

При принятии любого решения, касающегося экологии города, мы будем ориентироваться на практики городов мира, которые стабильно занимают верхние строчки рейтингов как самые комфортные для жизни места с чистейшим воздухом – Цюрих, Копенгаген, Вена, Стокгольм, Мюнхен, Берлин, Хельсинки.

7.6 Сделаем Москву солнечной

В Москве всего 114 солнечных дней в году; для сравнения: в “туманном” Лондоне – 142, Нью-Йорке – 184, Токио – 197, Пекине – 228.

Существует множество исследований, которые доказывают как позитивное влияние числа солнечных дней на здоровье и настроение жителей, так и негативное –число самоубийств.

Московские власти уже разгоняют облака несколько дней в году. С точки зрения затрат это довольно дешево. Если увеличить в полтора раза число солнечных дней в году в Москве – это вполне можно сопоставить по стоимости новогоднему украшению Москвы.

После детальной экологической экспертизы и учета интересов всех заинтересованных групп мы рассмотрим вопрос об искусственном увеличении числа солнечных дней в Москве.